Ищу недостающие сорта для коллекции фиалок Макуни

Я — хранительница сортов фиалок Б.М. и Т.Н. Макуни.

Начала собирать коллекцию сортов их селекции полтора года назад. Поскольку срок коллекционирования небольшой и в основном выращиваются из черенков, то растения в коллекции в разном виде — некоторые уже цветут, а некоторые еще детки и даже черенки.

Считается, что Макуни создал более 400 сортов, но авторского каталога не существует. Узнать о сортах Б.М. И Т.Н. Макуни можно, например, на этом сайте: https://senpolii-odessa.ucoz.ua/forum/62-….

На сегодня моя коллекция содержит 133 сорта Макуни. Поэтому обращаюсь к помощи коллекционеров — поделитесь, пожалуйста, теми сортами, которых у меня нет!

Могу купить, могу обменяться на имеющиеся у меня сорта. Круглый год — встреча в Москве, в летний период дополнительно — Почтой России.

Небольшая галерея сортов Макуни

Воспоминание о Мастере (встреча с Б.М.Макуни)

От всего сердца поздравляем всех с Днём Фиалки!

Почему именно 29 сентября? – этот день выбрали в честь Дня Рождения Мастера отечественной селекции Бориса Михайловича Макуни. И сегодня мы хотим подарить Вам статью-воспоминание о нём…
Многие часто задают нам вопрос – с чего началось же началось наше увлечение фиалками. И я бы ответила – с Макуни.

Когда в нашем доме появились первые не сортовые фиалочки, муж подарил мне книгу «Сенполии (узамбарские фиалки)» Бориса Михайловича Макуни. Мы даже не подозревали, что бывает на свете такая красота! Такое разнообразие расцветок, видов, лепестков и листьев! Надо сказать, что в 2001 году об Интернете в нашем городе только появлялись первые упоминания, и книга – настоящая КНИГА – стала для нас целым открытием!

А так как муж у меня считает, что «мечта должна быть большой», то очень быстро появилось решение создать свою коллекцию сортовых фиалок! И помочь нам в этом мог только Борис Михайлович. Но как связаться с человеком из многомиллионного города, ведь в книге нет телефона, а адрес указан не точный? К счастью, фамилия «Макуни» достаточно редкая и муж через московский адресный стол сумел созвониться с её обладателем и назначить встречу.

Не откладывая ни дня, мы поехали втроём – муж, я и сын. Дверь нам открыл пожилой, но высокий, статный, очень интересный мужчина с удивительно доброй улыбкой! Он так и излучал радушие и тепло! Но конечно, поразил не только и не столько он сам. Неизгладимый след в памяти оставила его коллекция! Сейчас я понимаю, что она размещалась всего на нескольких стеллажах, но в тот момент это казалось удивительно много и сказочно красиво! Никакие фотографии из книги не могли сравниться с настоящими цветущими фиалками! Мы ходили от полочки к полочке и с огромным интересом слушали этого необыкновенного человека, который делился с нами своим опытом, наблюдениями, секретами выращивания. С неподражаемым чувством юмора рассказывал истории про своих любимиц! В то время у него как раз зацвела его «Весёлая марганцовка» – фиалка, с очень ярким фуксиево-розовым цветом и очень жинерадостным видом! Да, Борис Михайлович очень метко подбирал названия для своих «детей»! Для одних – по цвету. Для других – по характеру! Например, в тот раз он пожаловался нам на сорт, который никак не хотел давать правильные цветки и уже измучил его. В сердцах он назвал его «Бляха-муха!» – в последствии это название так и закрепилось за сортом. А сколько красивых, нежных и трогательных названий! Белоснежный “Татьянин День”, небесная “Песня Сольвейг”, лучистая “Зима Улыбается”, загадочная “Магия”, необыкновенный “Леший”, милая “Любимая Дочка”, самая трогательная и грустная “Памяти Тани Макуни”…

Показал он и свои «беременные» фиалочки – именно так он называл розетки с завязями. Глядя на них, мы испытали какое-то особое чувство предвкушения новых сортов. Ведь так хотелось узнать – какие красавицы ждут нас в будущем!

Борис Михайлович обратил наше внимание на появившийся у него пестролистный сорт – в то время это было редкостью! Такая фиалочка радует не только во время цветения, но и круглый год. Тем более, что данный сорт, с его слов, не отличался обильным цветением. Может быть, поэтому его название я и не запомнила.

Ещё одна радость хозяина – это картины его сына Дениса, которые он с удовольствием и отцовской гордостью нам показывал. Это были замечательные пейзажи, написанные в классическом стиле! Сам Денис так же присутствовал при встрече и охотно поддерживал разговор.

Вообще, Борис Михайлович был удивлён, как мы сумели с ним связаться, и когда разговор зашёл о редкой фамилии, он рассказал нам свою «родословную». Оказывается, его прапрадед-итальянец во время Отечественной войны 1812 года в составе французской армии попал в плен. Его оставили работником в какой-то богатой русской семье. И дочь хозяина, как в классическом романе, влюбилась в красивого пылкого иностранца! От них и пошёл род Макуни в России.

Во время рассказа Б.М., я не могла оторвать взгляд от стеллажей с цветами. Возможно, из-за того, что до этого мне встречались только мелкие синенькие «бабушкины» фиалочки, всё моё внимание привлекли крупные махровые розовые цветы. В тот момент у него распустилось два, как он их назвал, сеянца сорта «Чудотворная», и они настолько мне понравились, что я очень захотела приобрести один из них. Но мудрый хозяин посоветовал мне взять третье растение в бутонах, обещая, что оно будет ещё краше этих двух. И его слова оказались абсолютной правдой – она действительно оказалось просто чудесной!

В коллекции Макуни были сорта не только его селекции, но и много интересных зарубежных фиалок. Мы приобрели у него около 70 сортов. И за 10 лет оказались утеряными только два сорта. По странному стечению обстоятельств, один из них «Прелестная Незнакомка», второй – «Прелестная Тёща». Все остальные сорта сохранились у нас из авторской коллекции, чем я очень горжусь!

Особенно запомнилось, как хозяева бережно и тщательно упаковывали нам фиалочки и подписывали названия на «фирменных» бумажках, с фигуркой лисёнка, несущего цветок. Сейчас очень жалею, что не оставила их на память, хотя хранила несколько лет. Прощаясь с удивительным человеком, который, как потом оказалось, коренным образом изменил нашу жизнь, мы попросили его подписать нам его книгу, предусмотрительно захваченную с собой. Сейчас эта книга хранится в семейной библиотеке как очень памятная и ценная семейная реликвия.

Автор статьи: Галина Крутова

Т. Макуни, Б. Макуни «Сенполии и свет»

Неопытные цветоводы, ухаживая за своими фиалками, в первую очередь уделяют внимание подкормкам, поливу, земляным смесям, а вот освещение, по их мнению, как бы само собой разумеется и не требует особых хлопот. К нам часто обращаются цветоводы с вопросом, что делать, чтобы их питомцы хорошо себя чувствовали? Когда выясняем условия содержания, то нередко даем совет не подкармливать, не менять земляную смесь, а просто переставить растения в другое место. Обычно через 3—4 недели после этого фиалки преображаются и зацветают.

Трудно переоценить значение света в жизни любого растения. Именно на свету в зеленых его частях происходит важнейший процесс — фотосинтез, в результате которого лист, как своеобразный биохимический завод, из простых соединений — воды и углекислого газа — создает сложные органические вещества, которые идут на построение новых тканей растения.

Различным культурам нужна, конечно, неодинаковая освещенность: так, у себя на родине кактусы растут на ярком солнце, а Сенполии — под пологом деревьев и кустарников, в сильном затенении. И в культуре Сенполии предпочитают рассеянный свет, прямые лучи солнца им противопоказаны. Оптимальной считаем такую освещенность, которая бывает летом в пасмурные, облачные дни. Довольно точно можно определить необходимую степень притенения солнечного окна при помощи фотоэкспонометра. Для этого в полдень в пасмурную погоду на улице регистрируют показание прибора

(желательно подальше от зданий). Затем в комнате окно, освещенное солнцем, затеняют так, чтобы на подоконнике, на расстоянии 20 см от стекла, экспонометр показал те же значения, что и на улице.

Немаловажна и длительность освещения. Поскольку Сенполии обитают в экваториальных широтах, она должна быть примерно 12—14 часов в сутки.

Количество света в различных помещениях зависит не только от ориентации окон на юг или север, но и от размера оконных проемов, затененности их снаружи деревьями, постройками, балконом верхнего этажа или лоджией. Дополнительный свет может поступать, отражаясь от светлых зданий. Приходится учитывать также и этаж, на котором находится квартира. И, конечно, освещенность сильно изменяется в зависимости от времени года. Цветоводу придется самому постепенно в процессе выращивания найти для своих растений наиболее подходящее место. Мы же хотим дать несколько основных советов.

В средних широтах затенение необходимо только с марта по октябрь. Если Сенполии оставить на солнечном окне в жаркую погоду незащищенными, то вскоре у них появятся признаки угнетения. Светло-зеленые листья постепенно пожелтеют, темно-зеленые приобретут даже коричневый оттенок. Они станут очень плотными, черешки — короткими, листовые пластинки прижмутся к краям горшков. В центре розетки молодые листья начнут плотно смыкаться. Цветоносы настолько укорачиваются, что цветки как будто прячутся под листьями. Окраска их бледнеет, они мельчают и быстро увядают. Замедляется, а то и совсем прекращается рост.

Для притенения можно использовать ткань (тюль, марлю, кисею) в один или несколько слоев. Для этой цели пригодны полупрозрачная бумага калька или полиэтиленовая пленка. Правда, вблизи последней заметно повышается температура воздуха, поэтому ее следует укреплять снаружи или между рамами. Некоторые цветоводы забеливают стекла известковым раствором.

Дополнительного затенения можно добиться, размещая на окне ближе к стеклу мелколистные ампельные растения — традесканции, колумнеи, эсхинантусы.

Если Сенполии с признаками воздействия избыточного освещения притенить, то они не сразу восстановят прежний облик. Нормальную зеленую окраску приобретут только молодые, вновь развивающиеся листья. Старые, пожелтевшие, впоследствии нужно будет удалить, но только тогда, когда как следует разовьются новые.

Если в средних широтах Сенполии постоянно находятся на северном окне, зимой при коротком дне они испытывают недостаток света. Растения перестают цвести, черешки у них вытягиваются и делаются хрупкими, листовые пластинки увеличиваются. Листья поднимаются вверх, их ткань становится рыхлой. Сформировавшись в таких условиях, они в дальнейшем не изменятся и при оптимальном содержании. Нормальную окраску и плотность будут приобретать лишь молодые.

Неодинаковая освещенность нужна и различным сортам Сенполий. Растения с темно-зелеными плотными, а также сильноопушенными листьями, с крупными звездчатыми цветками, тонкими лепестками располагают на подоконнике во втором или даже третьем ряду. Чтобы розетка листьев развивалась равномерно, горшки с Сенполиями надо периодически поворачивать разными сторонами по отношению к свету.

В нашей квартире на 9-м этаже окна выходят на запад. Со второй половины февраля количество ясных дней заметно увеличивается, с двух часов дня и до вечера окна освещены солнцем. Для затенения нам приходится забеливать стекла известковым раствором. В июне-июле этого уже бывает недостаточно, и мы усиливаем притенку двумя слоями кальки.

‘Фараон’ (селекционеры Б. М. и Т. Н. Макуни). Цветки крупные, винно-красные, бархатно-насыщенные, звездчатые, простые и полумахровые. Листья темно-зеленые, округлые, слегка заостренные, с ровными краями, с нижней стороны бордовые, на темных черешках. Розетка правильной формы округлая, компактная. Цветоносы устойчивые, цветки поднимаются над листьями. Цветение обильное весной. По сравнению с другими сортами растет медленно. ‘Гранатовый Браслет’ (селекционеры Б. М. и Т. Н. Макуни). Цветки среднего размера, махровые, бледно-розовые, по краю лепестков контрастная вишнево-винная окантовка. Листья темно-зеленые, удлиненные, слегка волнистые, по краю слабозубчатые, с нижней стороны бордовые, центральная жилка более светлая. Цветение обильное, периодичное. Розетка компактная. Сорт страдает от излишних подкормок.

Т. МАКУНИ, Б. МАКУНИ

Журнал «Цветоводство» №4 1994 год

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]